Hip-House

Георг Палладьев

Очевидное слияние хип-хоп культуры и хаус-музыки. Исторически сложилось так, что с самого начала хип-хоп базировался на барабанных сбивках, которые вырезались из фанковых пластинок. Неравномерный бит диджей закольцовывал, а поверх него зачитывался нужный текст. Такое положение вещей считалось незыблемым даже с появлением доступных драм-машин и семплеров. И поэтому, когда в ‘85 году — в коммерческий пик хип-хопа старой школы — вся Америка узнала об андерграундном черном движении из Бронкса, сцена застыла в ожидании того, кто же первым нарушит традицию и соединит лихой рэп с прямой бочкой.

Fast Eddie

The Beatmasters
Rok da house
1987

По одной из версий это произошло на родине хаус-музыки в Чикаго. Музыкант с выбритым на затылке собственным псевдонимом — Fast Eddie в четырехстрочных рифмах славит себя как cоздателя хип-хауса. В Лондоне с ним не согласились — там в 1987 году трио The Beatmasters выпустило пластинку со вполне внятным речитативом Rok da house (у микрофона девичий хип-хоп дуэт Cookie Crew, все по правилам). В январе ‘88 года сингл, отгремев в клубах, вошел в британский хит-парад и продержался там одиннадцать недель, дойдя максимум до пятой отметки. В Чикаго же первый попытки отрэповать под хаус что-то достойное предпринялись в ‘88 году, когда Эдди выпустил пластинку Yo yo get funky, имевшую успех как на родине, так и за рубежом: права на нее выкупали Германия, Британия, Франция и Испания.

Fast Eddie — Yo yo get funky 1988

Авторы Эдвин Смит, Роки Джонс
Речитатив Эдвин Смит
C сингла Yo yo get funk, лейбл D. J. International

Fast Eddie заявляет, что придумал хип-хаус в ‘87 году, когда, наслушавшись Public Enemy, пришел на D. J. International и сказал, что будет читать рэп. Ему отказали: «Ни в коем случае, у нас же хаус-лейбл». Эдди выкрутился: раз я не могу писать чистый хип-хоп, то буду издавать рэп с хаусом. «Битмастеры» из Лондона защищают свою оригинальность аргументами: оказывается, их хип-хаус дебютник был написан еще в ‘86 году и они даже могут предоставить пробники пластинок. Когда в восемьдесят девятом, на пике популярности движения, чикагский музыкант (и двоюродный брат идеолога хип-хопа Африки Бамбааты), являющийся соавтором Turn up the bass, — Кул Рок Стеди — в момент релиза заявит, что это — первая хип-хаус запись, изданная на виниле, The Beatmasters выпустят ответный Who’s in the house, в котором предостерегают от заявлений: «Осторожно, Тайри! Мы шустрее». Причем, британский дисс выдавался как hip-house anthem (гимн хип-хауса).

Kool Rock Steady

Tyree feat. Kool Rock Steady — Turn up the bass 1988

Автор и исполнитель речитатива Тайри Купер
C сингла Turn up the bass, лейбл D. J. International

The Beatmasters with Merlin — Who’s in the house? 1989

Авторы Джастин Борланд, Стивен Картер, Ричард Уолмсли, Аманда Глэнфилд
Речитатив Джастин Борланд
C сингла Who’s in the house, лейбл Rhythm King Records

На самом деле, не первая запись, хотя и популярная — через хорошо налаженную сеть распространителей, громоподобный сингл Тайри и Кула выкупают французский гигант Disques Dreyfus и маститый лейбл Пита Тонга, британский FFRR. Хип-хаус отлично приживается в Европе и подготавливает почву для местных музыкантов. Появление таких суперзаметных проектов, как Snap и Technotroniс, становилось уже делом времени.

Тема пальмы первенства в хип-хаусе — как в известной половине выражения «у победы сотни отцов» — каждый более-менее весомый игрок из сцены причисляет себя к авторам движения. Говорят, что первой хип-хаус записью была клубная версия I will house you, которую написал бруклинский музыкант Тодд Терри на хип-хоп трио Jungle Brothers в 1988 году. (Некоторые утверждают, что она была не только первой хип-хаус записью за пределами Чикаго, но и первой композицией в стиле вообще.) Знающие люди утверждают, что в вечерних нью-йоркских эфирах ‘87—88 годов хаус и речитатив смешивал видный хип-хоп деятель Марли Марл. Достоверное еще известно, что в 1986 году, в эфире чикагской радиостанции WGCI, хаус-пионер Фарли Джекмастер Фанк импровизировал на тему хип-хауса, довершая концепт мастерскими скретчами.

Jack Master Silk
Music is the key
1985

Опередил всех, возможно, его тогда еще друг Джек Мастер Силк, когда в ‘85 году выпустил пластинку Music is the key — к слову, это был первый релиз лейбла D. J. International и это была первая хаус-композиция, которая попала в национальный хит-парад Америки. Единственное отличие, собственно, хип-хауса от прорывного сингла в том, что речитатив в последнем был всего лишь фрагментарным явлением, как бы дополнением к соул-напеву. В хип-хаусе же 99% композиции занимает именно читка.

Tyree feat. JMD — Move your body 1989

Автор Тайри Купер
Речитатив Тайри Купер, JMD
C сингла Move your body, лейбл D. J. International

Jungle Brothers — I’ll house you (Club mix) 1988

Авторы Майкл Смолл, Натаниэл Холл, Тодд Терри
Речитатив Майкл Смолл, Натаниэл Холл
C сингла I’ll house you, лейбл Idlers

Jungle Brothers

Помимо этого хип-хаус включает в себя иногда вплетенный в узор разбитной хип-хоп ритм. Правда, зачастую он отходит на второй или третий план — здесь фанковый брейк играет роль дополнительного шума; своеобразной перкуссии, которая заполняет собой пространство, делая его плотным. Мелодику хип-хаус поддерживает простыми, но заводными фортепианными и/или другими синтетическими пассажами; встречаются иногда и джазовые гармонии. От родителя, кроме речитатива, поджанр унаследовал и стиль одежды: броские спортивные костюмы, увешанные показным желтым золотом.

В Чикаго хип-хаус считают местной придумкой. Основатель местного лейбла D. J. International Роки Джонс делает ставки и возлагает большие надежды на коммерческий успех ускоренного на новый манер рэпа. Причем, не всякого, скрещенного с хаусом, — таких комбинаций много, а хип-хаус один и только на его родине. Для всего остального есть raphouse, houserap или clubrap — они к хип-хаусу отношение имеют отдаленное. Во всяком случае, так отвечают всем завистникам и лжесоздателям из Британии. Хип-хаус объявлен самой успешной формой хаус-музыки на данный момент. Его поддерживают американские звукозаписывающие гиганты: Arista, RCA и CBS, а также восточно-береговой хип-хоп лейбл Big Beat. Подобия рэпхаус-треков появляются в некоторых правобережных альбомах ‘89 года. Более того — деятели первой волны хип-хопа идут навстречу новообразованному поджанру: трио Jungle Brothers, например, являются участниками огромного объединения Бамбааты Zulu Nation, а в клипе Мони Лав Grandpa’s party появляется сам Африка.

Элита хип-хаус движения Чикаго. А также Тайри и его второй альбом.

Fast Eddie
Hip-House
1988

В восемьдесят девятом году — первый срез славы: выходит итоговый сборник чикагских звезд поджанра, в том числе и хит Эдди Hip-House — жгучее сочетание кислотных звучков, рифмы и хаус-ритмов, который и дал название всему направлению. Самопровозглашенный принц хип-хауса Тайри на обороте своего альбома Nation of hip-house держит на плече диджейскую деку — на манер геттобластера Sharp 777.

Monie Love — Granpa’s party 1989

Авторы Дэниэл Поку, Ричи Ферми, Симона Уилсон
Речитатив Симона Уилсон
C сингла Granpa’s party, лейбл ARS Productions

Too Nice — I git mize 1989

Авторы Глен Гиббс, Брайан Бонд, Эдвин Бёрдсонг, Артур Алле
Речитатив Глен Гиббс
C сингла I git mize, лейбл Arista

Brian Bond & Glen Gibbs

KC Flightt — It goes like this 1989

Автор и исполнитель речитатива Фрэнк Тосон мл.
C альбома In Flightt, лейбл RCA

Но мировой сенсацией хип-хаус станет после выпуска сингла Pump up the jam, который иначе чем гимном движения не назовешь. Трек был выпущен в рамках проекта Technotronic, который основал бывший американский философ, а ныне бельгийский эмигрант Джо Богерт. В 1989 году он записывает инструментальный прототип, который даст название будущей группе. В том же году Богерт находит в состав вокалистку и издает уже полноценную версию трека. Успех феноменальный. Хулиганистая Я Кид Кей (Мануэла Камоси) яро горланит про заводной мотив. Записанный за три недели того же ‘89 года одноименный альбом, сотрясает стены дискотек. Последующие треки, созданные после задиристого сингла, будут выглядеть уже его бледными копиями; успех дебюта «Технотроник» не повторит, хотя и будет неоднократно пытаться.

Ya Kid Key

Technotronic — Pump up the jam 1989

Авторы Джо Богерт, Мануэла Камоси
Речитатив Мануэла Камоси
C сингла Pump up the jam, лейбл RCA

Eurohouse,
например

  1. eurohouse

Но в начале девяностых, несмотря на огромные надежды создателей, предрекавших поджанру огромный потенциал, хип-хаус движение идет на спад. Во много это обусловлено стремительно набирающей в те годы популярность одной из разновидностей евродэнса — европейского хауса, eurohouse. Есть мнение, что во многом именно хип-хаус повлиял на концепцию нового стиля: приспособил по-своему медлительный речитатив под быстрые ритмы. В еврохаусе прибавился еще и энергичный, с соул-уклоном, женский вокал и забойные инструментальные партии. Хип-хаус музыканты когда-то говорили: многим нравится рэп, многие любят хаус-музыку, и если вы их соединяете — удваивается и ваша аудитория. К еврохаусу прибавили ярких красок, стильных костюмов и дали больше женского эротизма — мужской на его фоне, вместе с типичной хип-хоп брутальностью, как-то отходил уже на второй план. С такими ингредиентами еврохаус продержится на волне своей популярности почти десятилетие. А хип-хаус, пробыв всего полтора года в фаворитах, в первые годы девяностых исчезнет с радаров совсем, воскреснув только в конце нулевых, но уже под новым соусом.

613 1245 179